Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Достопримечательности города Быхова

Грудиновский дворцово-парковый ансамбль

Создавался на протяжении 19 века. В центре усадьбы, на пригорке, расположен кирпичный дворец, который представляет собой двухэтажное здание с полукруглой верандой, поддерживаемой шестью колоннами, выполненными в тосканском ордере. Увенчано оно плоским куполом, а фронтальная часть - аттиком, возвышающимся над раскрепованным карнизом.
В декоративном оформлении фасада использованы элементы архитектуры классицизма - пилястры, разной конфигурации сандрики, фигурные кронштейны, ниши и т.д. Парк перед дворцом, заложенный в первой половине 19 ст., имеет регулярную планировку. Прямые липовые аллеи сменяются на его окраинах живописными ландшафтными композициями. В парке росло почти 60 наименований деревьев и кустарников. Сохранились единичные деревья: сосны кедровой сибирской, ели обыкновенной змеевидной, дуба пирамидального, липы крымской, туи и тополя канадского, пихты, ели голубой, ясеня пенсильванского. Западную часть парка окаймляет живописное рукотворное озеро площадью в 3 гектара. Украшал парк и большой декоративный бассейн с фонтанами перед верандой дворца. Благодаря гармоничному сочетанию архитектуры и зелёных насаждений усадьба в Грудиновке является одним из наиболее ценных памятников садово-паркового искусства в республике. Грудиновский дворцово-парковый ансамбль создавался на протяжении 19 века. В центре усадьбы, на пригорке, расположен кирпичный дворец, построенный в стиле классицизма. Парк перед дворцом, заложенный в 1-ой половине 19 ст., имеет регулярную планировку. Прямые липовые аллеи сменяются на его окраинах живописными ландшафтными композициями. Украшает парк большой декоративный бассейн с фонтанами перед верандой дворца. Благодаря гармоничному сочетанию архитектуры и зелёных насаждений усадьба в Грудиновке является одним из наиболее ценных памятников садово-паркового искусства в республике.

Быховский замок

Замок в г.Быхове или Старом Быхове существовал с ХVI века. Он был построен на высоком правом берегу Днепра на месте поселения XIV-XV вв. и до 1590 г. имел деревянно-земляные укрепления: вал, стены в виде ограды, башни и въездные ворота.

В конце 16 века король Сигизмунд Август подарил его Я.К. Ходкевичу, который с тех пор начал именоваться «графом на Быхове, Шклове и Мыши». Гетман Великого княжества Литовского Ян Кароль Ходкевич в 1590-1619 гг. организовал масштабные работы по укреплению города: был построен новый каменный замок, выкопаны рвы, укреплены стены, что сделало Быхов одной из сильнейших цитаделей ВКЛ. При Сапегах, к которым Быхов отошёл в 1621 г., замок значительно перестроили. Сооружение стало занимать участок берега в виде неправильного прямоугольника размером 77х100 м. В состав замковых укреплений входили: дворец, жилые и хозяйственные каменные здания, три восьмигранные двухъярусные кирпичные башни и въездная башня с черепичным куполом, увенчанным металлическим флюгером с гербом Сапегов. Двухстворчатые высокие ворота въездной башни были дополнительно укреплены решёткой и системой железных запоров. К въездной башне через ров вёл деревянный, подъёмный мост. На оси въезда в замок находился дворец. На нижнем этаже которого размещались разные службы, на верхнем – господские покои и столовая зала, под дворцом – сводчатые подвалы. В Быховском замке постоянно находился значительный военный гарнизон, а также большое количество огнестрельного оружия и амуниции. Оружие и металлические доспехи, изготовленные Быховскими замковыми оружейниками, пользовались большим спросом в Беларуси и за её пределами. Со временем Быховский замок потерял своё стратегическое значение как крепость на Днепре и пришёл в упадок. Некоторое время замок находился «в запустении», но в 70-х годах ХІХ века его отремонтировали и в дальнейшем использовали как тюрьму, а затем как казармы. В настоящее время сохранились лишь фрагменты замка. Построен в 1590-1619 гг., являлся частью укреплений города-крепости и в тоже время был отделён от города дополнительным рвом и подъёмным мостом, имел собственные оборонительные укрепления. Замок занимал площадь 75х70 м. Принадлежал магнатам Ходкевичам (1590-1621гг.) и Сапегам (1621-1831 гг.). После 1831 года замок, поступивший в «казну», некоторое время находился «в запустении», но в 70-х годах ХІХ века его отремонтировали и использовали как тюрьму, а затем как казармы. В настоящее время проводится реставрация с реконструкцией, открыты благотворительные счета.

Синагога


Синагога в г.Быхове была построена в 40-50-ые годы XVII века и имела не только религиозное, но и оборонительное значение. Этот памятник архитектуры, один из немногих храмов оборонительного типа, построен в стиле ренессанс.

Здание представляет собой почти квадратное в плане строение (20х21м.) с толщиной стен до двух метров. К юго-западному углу синагоги примыкает круглая башня с бойницами вместо окон. Декор фасадов сдержанный: простые карнизы, неглубокие прямоугольные ниши, оконные проёмы объединены общей на всю стену нишей, которая соединена с угловыми пилястрами. Внутреннее устройство храма традиционно: посреди зала четыре восьмигранных колонны и алтарный шкаф со ступеньками на восточной стене. Это бима. Бима выполняла две важные функции: конструкционную – на неё опирались перекрытия, и религиозную – она являлась кафедрой для чтения молитв. Стены синагоги украшала богатая лепка с животным и растительным орнаментом. Здание синагоги, особенно её верхняя часть, неоднократно перестраивалось. С южной стороны здания раньше существовала пристройка, где молились только женщины. Территория синагогального двора была заполнена религиозными и гражданскими зданиями (молитвенные дома, баня, общественный туалет, «госпиталь» и т.д.). Некоторые из этих строений располагались около самой синагоги. До нашего времени деревянные строения не сохранились, крыша здания синагоги разрушена. Бывшая синагога – интереснейший памятник архитектуры ренессанса. Синагога в городе Быхове, памятник архитектуры позднего ренессанса, построена в 40-50 годы 17 столетия, являлась центром религиозной и гражданской жизни евреев Быхова, которые в начале ХХ века составляли около половины городского населения.

В настоящее время проводится реставрация с реконструкцией, открыты благотворительные счета.

Чудотворная икона Божией Матери Барколабовской

Некогда Баркулабовская лавра была знаменита на всю Европу. Сегодня в местечке Барколабово в 8 километрах севернее Быхова находится действующий женский в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1623 году Богданом Стеткевичем.

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма.

На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.

Чудотворная икона пережила все войны 17-20 столетий, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.

Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе 16-17 столетий, или в 1-й половине 17 столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери.

Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

К сожалению не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.

День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.

В настоящее время чудотворная икона находится в Свято-Вознесенском женском монастыре возле аг. Барколабово Быховского района.

Вознесенский монастырь (Барколабово)

Вознесенский монастырь в селе Борколабово Быховского района Могилёвской области — действующий православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви. Монастырь входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Расположен в восьми километрах севернее Быхова. Основан в 1641 году Богданом Стеткевичем.[1]

В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.

После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесён в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещён в специальный пристенный киот. В 2008 году началось возрождение монастыря.

24 июля 2010 года, в день празднования Барколабовской иконы Божией Матери, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа из Свято-Троицкого храма г. Быхова в возрождённый Свято-Вознесенский монастырь.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI—XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в тёмно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями, тёмно-зелёное платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Её левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повёрнут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 году.

День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.

В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.

https://barkolabovo-mon.by/

Церковь Казанской Божьей Матери

Построена на главной улице агрогородка Барколабово в 1904 году. Композиция церкви вытянуто-осевая: пятигранная апсида с симметричными ризницами по бокам, поставленный поперёк основной объём, более низкий дополнительный объём и бабинец. Все части здания накрыты отдельными покатыми двухскатными крышами (первоначальные не сохранились).

На фасадах сделаны оконные проёмы разных форм, богато украшенные архитектурной пластикой: карнизы, обрамления в виде кокошников, двойных колонок и др. В интерьере плоские подшивные потолки. Церковь является памятником архитектуры псевдорусского стиля. Церковь Казанской Божьей Матери в аг.Барколабово Быховского района, построена в 1904 году из кирпича. Памятник архитектуры псевдорусского стиля.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Свято-Троицкая церковь в городе Быхове была построена в середине 19 века. Деревянное здание церкви, крестообразное в плане, стоит на кирпичном, оштукатуренном фундаменте. Крылья трансепта и алтарная часть церкви пятигранные. В месте их пересечения с восточной стороны расположены две небольшие ризницы с покатыми крышами. Над апсидой и боковыми частями вальмовые крыши.

С трёх сторон здания сделаны входы в виде широких кирпичных ступеней с козырьками на деревянных колоннах. Над главным входом в храм расположена высокая восьмигранная трёхъярусная колокольня. За ней – большой светлый барабан (диаметр 8 м., высота 12,5м.) с куполом, завершённым головкой на восьмигранной основе. Стены второго яруса звонницы прорезаны полукруглыми оконными проёмами, третьего – прямоугольными. По периметру здания проходит карниз. Фасады церкви вертикально обшиты досками. Окна полукруглые. В интерьере центральная часть перекрыта смыкающимися сводами. Свято-Троицкая церковь в г.Быхове, памятник деревянного зодчества, построена в середине 19 ст. Здание деревянное, крестообразное в плане, стоит на кирпичном оштукатуренном фундаменте. С трёх сторон здания сделаны входы в виде широких ступеней с козырьками на деревянных колоннах. Над главным входом – высокая восьмигранная в плане трёхъярусная колокольня, за ней – большой осветительный барабан (диаметр 8 м., высота 12,5 м.) с куполом, завершённым головкой на восьмигранной основе. Памятник республиканского значения.

Разделы сайта